продолжение
Новым этапом считаются витражи в Королевской церкви
аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но
и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.
На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные
витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой
раствором (в том числе цементным).
В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся
картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на
стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили
распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.
К нам витражи пришли из Европы, и применение их у нас
началось значительно позднее. Но, так же как и в Европе, их устанавливали в
основном в церквях. Позднее их стали применять и для декоративного оформления
внутренних интерьеров частных домов.
В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани
стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло
получается в результате использования множества разнообразнейших технологий.
Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных
цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.
Мы уже знаем, что первые столетия средневекового периода
истории совпали с оскудением стекольного производства почти на всей территории
европейского материка. Искусство стекольщиков начало приходить в упадок, и
витражное дело, нуждавшееся в усовершенствовании техники изготовления
прозрачного листового стекла, оказавшись в неблагоприятных условиях, задержалось
в своем развитии на несколько веков. Во всяком случае мы не имеем никаких
оснований полагать, что за период VI-IX столетий появились какие-либо новые
разновидности витражей, отличающихся от описанных нами первичных, созданных в
начальные годы средневековья.
Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не
применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим.
Недоступность витражей для широких слоев населения при
остром желании их все-таки иметь, например, в советский период привела к
появлению различных технологий-заменителей.
Прелесть витражей и мозаичных панно
заключается не только в том, что это сделано из стекла, но и в том, что
картина, созданная таким образом, никогда не изменить своих ярких красок и
очертаний. А игра льющегося или затухающего света и бликов на такой картине
всегда будут будоражить воображение. Перейти в архитектурные стили
Вернуться в начало
|